Двухрядные радиально-упорные шарикоподшипники

Конструкция двухрядных радиально-упорных шарикоподшипников аналогична конструкции спаренных однорядных радиально-упорных шарикоподшипников, установленных по схеме «О». Такие подшипники имеют оптимизированную внутреннюю геометрию и неразборную конструкцию. Конструкция типа «Е» предусматривает наличие отверстия для смазки с одной стороны.

Оптимальный размер шариков и их расположение в дорожках качения обеспечивают восприятие относительно больших как радиальных, так и осевых нагрузок в обоих направлениях. При установке подшипников типа «Е» необходимо сделать так, чтобы осевое усилие воздействовало на ряд шариков с той стороны, где нет отверстия для смазки.

Двухрядные радиально-упорные шарикоподшипники


 

Особенности конструкции

Основные размеры

Основные размеры двухрядных шариковых подшипников приведены в таблицах размеров и они в соответствии с международным планом размеров ISO 15. Подшипники произведены в нормальной степени точности P0. Двухрядные подшипники с косоугольным контактом очень чувствительны к несоосности колец.

Подшипники с защитными шайбами и уплотнениями

Закрытые с одной стороны или двух сторон двухрядные радиально-упорные шарикоподшипники изготавливаются с металлическими защитными шайбами (Z, -2Z) или уплотнениями (RS, -2RS). Уплотнения изготавливаются из каучука с армированием из штампованной листовой стали и являются эффективными фрикционными уплотнениями. Подшипники с уплотнениями (RS, -2RS) подходят для эксплуатации в диапазоне температур от -30°С до 110°С.
Возможны поставки подшипников с уплотнениями, пригодными для работы при температуре до 180°С (RS2, -2RS2), а также подшипников с другими конструкциями уплотнений. Такие поставки необходимо обговаривать заранее.
Подшипники закрытые с двух сторон (-2Z, -2RS) заполнены качественной смазкой, характеристики которой должны обеспечивать надлежащую работу подшипников в течение всего расчетного срока службы при нормальных условиях. Подшипники данной конструкции не нуждаются в повторной смазке. Они могут применяться при температуре от -30°С до 110°С. Поставку подшипников с другой смазкой необходимо согласовывать с поставщиком заранее.

Смазывание

У подшипников закрытых с двух сторон обозначение смазки, которая отличается от стандартной смазки, состоит из комбинации символов. Первые две буквы указывают на диапазон рабочих температур (символы соответствуют стандарту STN 02 4608), а третья обозначает название смазки.

TL – смазка для низких рабочих температур (от -60°С до 100°С)
TM – смазка для средних рабочих температур (от -30°С до 110°С)
TH – смазка для высоких рабочих температур (от -40°С до 250°С)
TW – смазка для низких и высоких рабочих температур (от -40°С до 150°С)
Примечание: Обозначение смазки для средних рабочих температур не указывается при маркировке подшипников.

Сепаратор

Однорядные радиальные шарикоподшипники базовой конструкции оснащаются штампованным сепаратором из листовой стали, центрированным по шарикам, что обычно не указывается при маркировке. Сепараторы для двухрядных радиально-упорных шарикоподшипников изготавливаются в двух вариантах, в зависимости от внутренней конструкции подшипника (см. рисунок).

Двухрядные радиально-упорные шарикоподшипники

В особых случаях подшипники изготавливаются с различными типами сепараторов: с массивным полиамидным сепаратором (TNH, TNGH), или с массивным текстолитовым сепаратором (ТВ). Поставки таких подшипников необходимо согласовывать заранее.

Допуски

Однорядные радиальные шарикоподшипники изготавливаются по классам точности Р0 и Р6. Для специальных условий применения, где требуется высокая точность исполнения, а также работа на высокой скорости, применяются подшипники с более высоким классом точности Р6, Р5 и Р4. Подшипники с высоким классом точности Р6Е используются в станках с электроприводом.
Величины допусков соответствуют стандарту ISO 492.

Зазор подшипников

Стандартные двухрядные радиально-упорные шарикоподшипники изготавливаются с нормальным осевым внутренним зазором, который обычно не указывается при маркировке. Для специальных условий применения могут поставляться подшипники с уменьшенным осевым зазором (С2) или увеличенным осевым зазором (С3, С4, С5).

Уровень вибрации

В обычном исполнении двухрядные радиально-упорные шарикоподшипники имеют стандартный уровень вибрации, указанный производителем. Для специальных условий применения, где требуется очень низкий уровень шума, могут поставляться подшипники со сниженным уровнем вибрации (С6).

Комбинация символов

Символы, обозначающие класс точности, внутренний зазор подшипника и уровень вибрации, комбинируются, при этом символ С опускается при обозначении второй и последующих характеристик, например:

P6 + C3 = P63
C3 + C6 = C36
P6 + C3 + C6 = P636

3205 P63
3205-2RS C36
3205-2Z P636


Перекос

Перекос колец двухрядных радиально-упорных шарикоподшипников не допускается. Необходимо помнить, что любой перекос вызывает дополнительную нагрузку на подшипник и сокращает его срок службы.

Эквивалентная динамическая нагрузка

Для двухрядных радиально-упорных шарикоподшипников:

P = Fr + 0,73.Fa
P = 0,67.Fr + 1,41.Fa

для Fa/Fr ≤ 0,68
для Fa/Fr > 0,68


Обозначение

Обозначения базовых конструкций и стандартных модификаций приведены в таблицах размеров. Прочие модификации обозначаются символами в соответствии со стандартом STN 02 4608. Значения символов, использующихся для обозначения однорядных радиальных шарикоподшипников, приведены в таблице.

СимволПример обозначенияЗначение
-RS3205RSУплотнение с одной стороны, прилегающее к внутреннему кольцу
-2RS3307-2RSУплотнения с двух сторон, прилегающие к внутреннему кольцу
-Z3206-ZМеталлическая шайба с одной стороны
-2Z3208-2ZМеталлические шайбы с двух сторон
TNH3309TNHПолиамидный сепаратор, центрированный по шарикам
P63205 P6Более высокий класс точности, чем нормальный
P53307E P5Vyšší stupeň presnosti ako P6
C23304 C2Класс точности выше, чем Р6
C33305-2Z C3Радиальный зазор меньше, чем нормальный
C43307-2RS C4Радиальный зазор больше, чем С3
C53206-2Z C5Радиальный зазор больше, чем С4
C63305 C6Уменьшенный уровень вибрации