Двухрядные сферические роликоподшипники с цилиндрическим и коническим отверстием

Благодаря сферической форме дорожки качения в наружном кольце эти подшипники нечувствительны к перекосам вала относительно корпуса подшипника, а также в них равномерно распределяется нагрузка на тела качения даже при отклонениях или изгибах вала.

Уникальные технические характеристики сферических роликоподшипников обеспечивают:

  • низкую рабочую температуру и более высокую частоту вращения;
  • восприятие более высоких осевых нагрузок;
  • восприятие более высоких комбинированных нагрузок;
  • более длительный срок службы.

Двухрядные сферические роликоподшипники с цилиндрическим и коническим отверстием


 

Особенности конструкции

Основные размеры

Основные размеры двухрядных сферических роликоподшипников, указанные в таблицах размеров, соответствуют международным стандартам ISO 15 (STN 02 4629).

Двухрядные сферические роликоподшипники с цилиндрическим и коническим отверстием

Конструкция

Внутренняя конструкция двухрядных сферических роликоподшипников предполагает наличие двух рядов симметричных роликов с общей дорожкой качения и сепаратор, который может иметь различную модификацию. Конструкция с разъемным штампованным стальным сепаратором, направляющим кольцом, центрируемым по внутреннему кольцу, обозначается “E…J”. Подшипник с цельным латунным сепаратором, центрированным по внутреннему кольцу, обозначается буквой “M”, а с разъемным латунным сепаратором – “MB”.

Двухрядные сферические роликоподшипники с цилиндрическим и коническим отверстием

Допуски

В стандартном варианте двухрядные сферические роликоподшипники и упорные сферические роликоподшипники производятся с нормальным классом точности Р0. Изготовление подшипников с более высоким классом точности возможно, и должно согласовываться с производителем заранее. Величины допусков соответствуют стандарту ISO 492.

Радиальный зазор

В стандартном исполнении двухрядные сферические роликоподшипники имеют нормальный радиальный зазор, который при маркировке не обозначается. Для определенных условий применения могут изготавливаться подшипники с радиальным зазором С2 (меньше, чем нормальный) или зазором С3, С4, С5 (больше, чем нормальный).

Канавки и отверстия для смазки в наружном кольце

Для обеспечения надлежащего смазывания и высокой степени надежности подшипников при эксплуатации, двухрядные сферические роликоподшипники имеют в наружном кольце канавку и три отверстия для смазки (W33).

Внутреннее отверстие

Двухрядные сферические роликоподшипники изготавливаются с цилиндрическим или коническим отверстием (К), конусность 1:12 или 1:30. Подшипники с коническим отверстием устанавливаются на коническую шейку вала или на цилиндрическую поверхность вала, но при помощи закрепительной или стяжной втулки в соответствии с ISO 2982-1,2.

Стабилизация размеров для применения в условиях высоких температур

Для применения в условиях рабочих температур, превышающих 120°С, используются двухрядные сферические роликоподшипники, прошедшие стабилизацию размеров, и способные работать при температуре от 150°С до 400°С (S0, S1, S2, S3, S4, S5), в соответствии со стандартом ISO 2982-1,2. Поставку таких подшипников необходимо согласовывать заранее.

Перекос

Двухрядные сферические роликоподшипники могут выдерживать перекос колец и функционировать при этом надлежащим образом.

Допустимый перекосТип подшипника
1°30´222XX, 230XX, 231XX,233XX,239XX
223XX, 240XX
2°30´232XX, 241XX

Осевая грузоподъемность подшипников, установленных с закрепительной втулкой

При монтаже двухрядных сферических роликоподшипников на вал при помощи закрепительной втулки величина осевой грузоподъемности подшипника определяется по моменту трения между валом и закрепительной втулкой. При условии правильного монтажа подшипников предельно допустимую осевую нагрузку можно рассчитать по формуле:

Fap = 3.B.d

Fap – максимально допустимая осевая нагрузка (Н)
B – ширина подшипника (мм)
D – диаметр отверстия подшипника (мм)

Эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник

Если на подшипник одновременно воздействует радиальная и осевая нагрузка, радиальная динамическая нагрузка рассчитывается следующим образом:

Pr = Fr + Y1.Fa для Fa/Fr ≤ e
Pr = 0,67.Fr + Y2.Fa для Fa/Fr > e

Pr – эквивалентная динамическая нагрузка [Н] Fr – радиальная нагрузка [Н] Fa – осевая нагрузка [Н] e,Y1,Y2 – см. в таблице

Эквивалентная статическая нагрузка на подшипник

Эквивалентная статическая нагрузка рассчитывается следующим образом:

Por = Fr + Y3.Fa

Por – эквивалентная статическая нагрузка [Н] Fr – радиальная нагрузка [Н] Fa – осевая нагрузка [Н] Y3 – см. в таблице

Предельная частота вращения

Предельная частота вращения, указанная в данном каталоге, представляет собой максимальное количество оборотов, приемлемое для удовлетворительной и безопасной работы подшипника в определенных условиях. При этом должны соблюдаться следующие условия:

  • нагрузка на подшипник соответствует сроку службы L10h =~ 100 000 часов,
  • осевая сила Fa, действующая на радиальный сферический роликоподшипник составляет макс. 25% от радиальной силы Fr,
  • подшипники были изготовлены по нормальному классу точности и с нормальным радиальным зазором,
  • предельная частота вращения при смазке маслом применима к смазыванию в масляной ванне.

Обозначение

Обозначения базовых конструкций подшипников указаны в таблицах размеров. Модификации базовых конструкций обозначаются при помощи дополнительных символов, в соответствии со стандартами STN 02 4608. Значения символов, используемых для обозначения двухрядных сферических роликоподшипников, указаны в следующей таблице.

СимволПримерЗначение
K22208EKW33JКоническое отверстие, конусность 1:12
W3322311EW33JКанавки и отверстия для смазки в наружном кольце
J22215EW33JШтампованный стальной сепаратор, центрированный по телам качения
M22218W33MЦельный латунный сепаратор, центрированный по телам качения
E22319EW33JПодшипник с увеличенной грузоподъемностью
P622214EW33J P6Более высокий класс точности
C222309EW33J C2Радиальный зазор меньше, чем нормальный (нормальный зазор не указывается)
C422326KW33M C4Радиальный зазор больше, чем нормальный
S222308W33M C5S2Температурная стабилизация обоих колец для эксплуатации подшипника при температуре до 250°С