Одинарные и двойные упорные шарикоподшипники

По своей конструкции упорные подшипники делятся на одинарные упорные шарикоподшипники и двойные упорные шарикоподшипники.

Одинарные упорные шарикоподшипники
состоят из тугого кольца, свободного кольца и комплекта шариков с сепаратором. Кольца имеют плоскую посадочную поверхность, поэтому нагрузка должна равномерно распределяться на все шарики.

Двойные упорные шарикоподшипники
состоят из одного тугого кольца, двух свободных колец и двух комплектов шариков с сепаратором. Тугое кольцо имеет дорожки качения с двух сторон и крепится на шейку вала.

Одинарные и двойные упорные шарикоподшипники способны выдерживать относительно большие осевые нагрузки, но не должны подвергаться радиальному нагружению. Во время эксплуатации данные подшипники должны постоянно испытывать определенную осевую нагрузку.

Одинарные и двойные упорные шарикоподшипники


 

Особенности конструкции

Основные размеры

Основные размеры упорных шарикоподшипников, указанные в таблицах размеров, соответствуют международному стандарту ISO 104.

Обозначение

Обозначения стандартных исполнений приведены в таблицах размеров. Отличные от стандартных варианты обозначены дополнительными символами.

Сепаратор

Упорные шарикоподшипники в стандартном исполнении оснащаются стальным сепаратором, без обозначения. Поставку подшипников с другим типом сепаратора необходимо согласовывать с производителем заранее.

Допуски

Упорные шарикоподшипники в стандартном исполнении изготавливаются по классу точности Р0, который не указывается при маркировке. Для специальных условий применения могут поставляться подшипники с более высоким классом точности Р6 или Р5.

Перекос

Упорные шарикоподшипники с плоскими кольцами должны устанавливаться таким образом, чтобы посадочные поверхности колец были максимально выровнены, поскольку перекос посадочных поверхностей вызывает увеличение напряжения в области контакта шариков с дорожками качения. Не рекомендуется использовать упорные подшипники в условиях, где соосность не может быть выдержана.

Осевая эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник

Pa = Fa (kN)

Осевая эквивалентная статическая нагрузка на подшипник

Poa = Fa (kN)

Минимальная осевая нагрузка

Если величина осевой нагрузки Fa становится меньше минимальной требуемой величины нагрузки, в условиях высоких частот вращения, возникает риск проскальзывания шариков между дорожками качения из-за воздействия центробежной силы. Величина требуемой минимальной нагрузки рассчитывается следующим образом:

Одинарные и двойные упорные шарикоподшипники

Fa min – минимальная осевая нагрузка
nmax – предельная частота вращения
M – коэффициент минимальной нагрузки

Если осевая нагрузка меньше Fa min, или во время операции подшипник не нагружается, например, один ряд шариков двойного упорного шарикоподшипника, или один подшипник из установленных парой одинарных упорных шарикоподшипников, не нагружается, упорному шарикоподшипнику требуется обеспечить дополнительное минимальное нагружение, например, при помощи пружин.