Однорядные цилиндрические роликоподшипники

Однорядные цилиндрические роликоподшипники способны нести значительные радиальные нагрузки. В некоторых условиях применения они также могут выдерживать осевую нагрузку в одном или двух направлениях. Дорожки качения наружного и внутреннего колец вместе с цилиндрическими роликами формы ZB обеспечивают оптимальное распределение контактного давления в месте качения. Такая конструкция также обеспечивает хорошее формирование смазочной пленки между контактирующими деталями подшипника, оптимальное качение роликов, уменьшение трения и тепловыделения, в связи с чем, сокращается напряжение в месте соединения.

Благодаря своей конструкции подшипники не столь чувствительны к перекосу и отличаются повышенной надежностью и долговечностью при эксплуатации в различных условиях применения. Цилиндрические роликоподшипники подходят для использования при больших нагрузках и высокой частоте вращения, например, в станках, прокатных станах, полуосях транспортных средств и т.д..

Однорядные цилиндрические роликоподшипники


 

Особенности конструкции

Основные размеры

Основные размеры цилиндрических подшипников указаны в таблицах размеров и соответствуют международным стандартам ISO 15.

Однорядные цилиндрические роликоподшипники

Конструкция

Цилиндрические роликоподшипники имеют разъемную конструкцию: внутреннее или наружное кольцо с бортами, оснащенное комплектом роликов и сепаратором, и второе кольцо. Это облегчает монтаж и демонтаж подшипников. Благодаря постоянному совершенствованию конструкции, а также новым возможностям в области использования материалов и технологий обработки, появились новые конструкции, маркируемые буквой «Е». Весь номенклатурный ряд данных подшипников может изготавливаться, как конструкция с увеличенной грузоподъемностью, оснащенная стальным сепаратором. Подшипники с увеличенной грузоподъемностью с латунным сепаратором также могут изготавливаться, однако это зависит от технологических возможностей, и указаны в разделе таблицы.
Отдельную группу представляют подшипники с латунным сепаратором, у которых борт прикреплен к сепаратору заклепками. Такая конструкция позволяет более эффективно использовать внутреннее пространство подшипника и улучшает его технические характеристики, в том числе, долговечность. Такие подшипники имеют дополнительные символы обозначения “ЕDM”.

Наиболее часто применяемые конструкции

Конструкция NU
Цилиндрические ролики направляются сепаратором, закрепленным между двумя бортами на наружном кольце. Внутреннее кольцо без бортов, что позволяет компенсировать смещение обоих колец относительно друг друга.

Конструкция NJ
Данная конструкция похожа на NU, но на внутреннем кольце есть один борт. Эти подшипники могут воспринимать осевые усилия в одном направлении.

Конструкция NUP
Подшипники данной конструкции имеют два борта на наружном кольце, один борт на внутреннем кольце и один съемный борт в виде свободного кольца. Такие подшипники могут использоваться для двухсторонней осевой фиксации положения вала.

Конструкция N
Подшипники типа N имеют два борта на внутреннем кольце, наружное кольцо без бортов. Допустимо относительное смещение колец подшипника.

Конструкция NF
Внутреннее кольцо с двумя бортами, наружное кольцо с одним направляющим бортом.

Конструкция HJ
Фасонные кольца, которые используются для восприятия осевой нагрузки в требуемом направлении.

Возможные комбинации фасонного кольца HJ с подшипниками:
NJ+HJ, NU+HJ
Мы не рекомендуем устанавливать фасонные кольца с обеих сторон подшипников типа NU, поскольку это может привести к осевому сжатию роликов. Иллюстрация комбинации показана над таблицей.

Допуски

Цилиндрические роликоподшипники в стандартном исполнении изготавливаются в соответствии с нормальным классом точности Р0. Изготовление подшипников с более высоким классом точности необходимо согласовывать с производителем. Величины допусков соответствуют стандарту ISO 492.

Радиальный зазор

Однорядные цилиндрические роликоподшипники в стандартном исполнении имеют нормальный радиальный зазор или радиальный зазор С3. Для специальных условий применения могут поставляться подшипники с радиальным зазором С2 (меньше, чем нормальный) или зазором С4, С5 (больше, чем нормальный С3). Величины радиального зазора соответствуют стандарту ISO 5753. Эти величины действительны для изготовленных и несмонтированных подшипников.

Стабилизация размеров для применения в условиях высоких температур

Для применения в условиях рабочих температур, превышающих 120°С, используются однорядные цилиндрические роликоподшипники, прошедшие стабилизацию размеров, и способные работать при температуре от 150°С до 400°С (S0, S1, S2, S3, S4, S5). Поставку таких подшипников необходимо согласовывать заранее.

Перекос

Внутренняя конструкция цилиндрических роликоподшипников обеспечивает способность компенсировать угловой перекос внутреннего кольца относительно наружного.
Фактические величины составляют:
4´ – для подшипников ряда 2, 3
3´ – для подшипников ряда 22, 23

Сепаратор

Цилиндрические роликоподшипники в основном изготавливаются с сепараторами следующих конструкций:

Е – штампованный стальной сепаратор, с двумя бортами и заклепками
М – массивный латунный сепаратор, борт которого прикреплен стальными штифтами
ЕМ – сепаратор похож на сепаратор М, но обеспечивает увеличенную грузоподъемность
EDM – массивный латунный клепанный сепаратор
TNG, ETNG – литой сепаратор из стеклонаполненного (25%) полиамида РА 6,6, в основном, используется в конструкции ETNG. Возможность поставки подшипников с другими сепараторами необходимо согласовывать с производителем заранее.

Однорядные цилиндрические роликоподшипники

Эквивалентная динамическая нагрузка

Если цилиндрические роликоподшипники используются для восприятия только радиальной нагрузки, без осевой, динамическая грузоподъемность вычисляется следующим образом:

Pr = Fr

Если цилиндрические роликоподшипники должны воспринимать одновременно и радиальную и осевую нагрузку, динамическая грузоподъемность рассчитывается следующим образом:

Pr = Fr для Fa/Fr ≤ e
Pr = 0,92.Fr + Y.Fa для Fa/Fr > e

Где:
е = расчетный коэффициент
е = 0,2 для подшипников серий 2, 3, 4
е = 0,3 для подшипников серий 22, 23

Y = коэффициент осевой нагрузки
Y = 0,6 для подшипников серий 2, 3, 4
Y = 0,4 для подшипников серий 2, 3, 4

Однорядные цилиндрические роликоподшипники


Для обеспечения удовлетворительной работы цилиндрических роликоподшипников, которые несут осевую нагрузку, важно, чтобы на них одновременно действовала и радиальная нагрузка, при этом величина соотношения Fa/Fr не должно превышать 0,5.

Эквивалентная статическая нагрузка

Статическая грузоподъемность цилиндрических роликоподшипников равна:

Por = Fr

Предельная частота вращения

Предельная частота вращения, указанная в таблицах подшипников, представляет собой максимальное количество оборотов, приемлемое для обеспечения удовлетворительной работы подшипника.

Обозначение

Обозначения базовых конструкций подшипников указаны в таблицах размеров. Модификации базовых конструкций обозначаются при помощи дополнительных символов, в соответствии со стандартами STN 02 4608. Значения символов, используемых для обозначения цилиндрических роликоподшипников, указаны в следующей таблице:

СимволПримерЗначение
MNU210MМассивный латунный сепаратор со стальными штифтами
ENU210EПодшипники с увеличенной грузоподъемностью и стальным сепаратором
EMNU310EMПодшипники с увеличенной грузоподъемностью и латунным сепаратором со стальными штифтами
EDMNU210EDMПодшипники с увеличенной грузоподъемность и латунным сепаратором
KNU210EKКоническое отверстие
P6NU210E P6Высокий класс точности
C2NU210E C2Радиальный зазор меньше, чем нормальный (нормальный радиальный зазор не указывается)
C3NU210E C3Радиальный зазор больше, чем нормальный
S1NU210E S1Температурная стабилизация обоих колец для применения в условиях высоких температур

Комбинация символов

СимволПримерЗначение
NJ+HJNH210EПодшипник типа NJ с фасонным кольцом HJ
P6+C3NU210E P63Подшипник с высоким классом точности и радиальным зазором большим, чем нормальный